Любит не себя в искусстве, а искусство в себе.
В то время, пока я штудирую учебник по Дзогчену, в Томске судят памятник древнеиндийской литературы – «Бхагавад-гита» или если переводить с санскрита на русский - «Божественную песнь».
Данная книга является наиважнейшим догматически-практичным руководством для индуистов и вайшнавов (по-нашему, кришнаитов). Сама по себе «Божественная песнь» представляет собой занимательную беседу между Кришной и древнеиндийском героем Арджуной. Чему же учит Кришна славного воина? Ну, прежде всего воевать (КЭП), более того, принципы ненасилия характерные для джайнизма и буддизма, Ганди, Матери Терезы и других известных граждан и гражданок, здесь не катят. Кришна приводит конгениальный аргумент – душа вечна и они всё равно переродятся, мочи козлов, выполняй свой долг. Ну, насчёт вечности души – штука спорная (см. «Тибетскую книгу мёртвых»). Впрочем, все мы там будем, так что не смотри. )

Что ещё полезного в «Божественной песни»? Ну, разумеется, теория, что Бог – есть личность (товарищи, а как же Гагарин, с ним не повстречавшийся?). Не, ну Бог, конечно, личность для всех тех, кто так считает. Данные граждане даже после смерти могут с ним общаться, тусоваться в его Небесах и считать, что всё, что они видят, есть истина. Не задумываясь, что «по вере Вашей, да будет Вам» и если ты большую часть жизни готовился именно к такому исходу после смерти, то какую-то часть времени нечто, что в тебе переживало дежавю и другие странные штуки, ты не поверишь, именно такой расклад таки испытает. Но смею, однако, предполагать, что на «смертников», отправляющих на тот свет других существ, ради собственного рая, данная теория не распространяется, ибо карму никто не отменял и отпечатки чужих страданий, безусловно, перевесят эгоистичные мечты о вечных наслаждениях.

В прочем, я отвлёкся. «Бхагавад-гиту» обвиняют в пропаганде экстремизма. Хм, а ведь много есть и других священных книг, учащих плохому. Таки не забываем про «око за око» и чудные истории о том, как Господь ходит по Египту и вырезает его население только потому, что фараон не понимает, что такое израильская виза. Да, «Божественная песнь» уже засветилась в нехороших историях. К примеру, её цитировал американский физик, один из разработчиков ядерной бомбы Роберт Оппенгеймер. Довольно противоречивый фильм «Сталин. Live» (кстати, с днями рождения Отца народов и Рокоссовского) утверждает, что эту цитату он должен был сказать, будучи тайным агентом СССР, как бы намекая, что у США сие оружие готово. Цитата такая: «Я — смерть, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому». Также книга весьма любима некоторыми идеологами национал-социализма и вызывает интерес неонацистов. Кроме того, она привлекала и русскую интеллигенцию XIX века (например, была найдена в библиотеке одного ссыльного декабриста, её также читал Лев Толстой). В период борьбы за независимость Индии от британского господства она была настольной книгой повстанцев, в ней нашёл вдохновение убийца Махатмы Ганди.
Что ещё ценного в «Божественной песни»? Это ещё что-то типа учебника по бхагти-йоги, джнана-йоги и карма-йоге.

Так стоит ли обвинять священные для кого-то книги в пропаганде экстремизма? Думаю, нет. Личности экстремистского толка всегда будут находить оправдание и руководство к действию в самых разнообразных цитатах множественных трудов отдельных мыслителей и в прочей литературе. Так что ж нам из-за этого запрещать книги? Маразм крепчает. Может лучше приглядеться к тому, что происходит сейчас и чему учит зомбоящик и попсовая "культура"? Вот там есть, кого стоит засудить.

@темы: теология, религии, литература, культура, позиция не из "Кама Сутры", автобиографичное, политика