Санкт-Петербургский храм «Дацан Гунзэчойнэй» 06.04.2013.
Прихожанин дацана: «Как можно совмещать практику буддизма (тот самый спокойный ум) и гражданскую позицию? Я живу в России и вижу, что угодно. Сколько людей воруют, обманывают и так далее. И, как мне к этому относиться? Особенно, когда я считаю, что например, ламы Иволгинского дацана считают Дмитрия Анатольевича Медведева воплощением Белой Тары. Вот. И так далее. То есть, как мне совмещать это? Потому что, если честно, очень тяжело сохранять спокойствие, очень тяжело бывает сострадать всем, если некоторым не хочется».
Дальнейшая стенограммаНастоятель дацана, Буда Бальжевич: В первую очередь, мы должны понять, что… Ну, вот я всегда привожу из текстов слова. Что, допустим, если где-то, в большом кругу общества нарушается обет – не убивать (все думают, что убивать можно) – в этом месте идёт война. Поэтому причина возникновения войн очевидна. То есть нарушается духовность и нравственность. Как бы не было бы тяжело, понимаете? Когда ты не взял в руки оружие и не стал стрелять, ты ещё не убийца, по большому счёту. Поэтому… И второй аспект, в этом случаи, - там, где принято нарушать обет – не воровать, там народ живёт бедно. Вот я всегда эти два примера из текстов выискиваю, вытаскиваю и объясняю людям. Поэтому, естественно, если рассматривать нашу историю (нашу российскую историю), она связана, ну, целиком просто с нарушением этой нравственности. Вот и всё. При Советском Союзе нормы нравственности были как-то закреплены. Понимаете, в чём дело? То есть они были общие и, всё остальное. И в этом случаи, люди, целая масса людей… Может они заблуждались, потому что, действительно, нельзя сказать, что коммунистическая идея была очень правильной и, всё остальное. Но положительное в том, что было, это, конечно, что какая-то норма нравственности, как бы поддерживалась, существовала. Я не говорю об отрицательной стороне; отрицательного было очень много, это раз. Поэтому, когда эта норма нравственности ушла, то, естественно, все страсти начали разгораться. Вот мы сейчас пожинаем то, что было накоплено. Это желание, как можно больше схватить, ухватить, во что бы что не стало, украсть и так далее, и так далее. Поэтому для того, чтобы противодействовать всему этому, - требуется, ну, в первую очередь, начать с самих себя. Это раз. Вот, в чём и заключается. Начать с самих себя. Не делать самому - так. Мало того, и вокруг себя порождать таких людей, которые не делают так. И в конце концов, как я, в общем-то, говорю: нравственно чистых, добрых и … Таких людей станет больше гораздо. Вот в чём заключается. И этот процесс небыстрый. Вот, что самое главное. Потому, что быстро ничего не сделаешь. А как? Ведь самое сложное у людей – изменить сознание людей. Испортить – очень легко. А изменить обратно, повернуть – очень трудно. И поэтому, всегда говорится: зло – быстро и легко, добро – медленно и долго. Понятно, да? И не быстро, в этом случаи, результат не заметен, практически. Поэтому для решения вот такого рода надо, понятно, что у нас есть страсти, у нас есть эти. Но, хотим мы или не хотим, всё равно, так или иначе, постепенно, постепенно, к этому надо двигаться. И двигаться тихонечко, не торопясь. Потому что любое такое активное действие влечёт за собой обратную реакцию. Вот. Только… В буддизме и говорится, только, осознав сам, перестаёшь, что-то делать. Вот, что важно. Поэтому, осознав сам, привив её другим вокруг себя, привив своим детям. Вырастит другое поколение и всё это постепенно станет другим. Вот такой буддийский подход. Вот такой буддийский подход. К сожалению, он не быстрый, но он стабильный. Он стабильный. Когда, действительно, постепенно, постепенно мы меняемся, становимся внутренне духовно, как бы, чистыми и вокруг себя, всё остальное становится чистым, чистым. Только так.