( Collapse )Мы видим серый комок паутины, висящий между окон. За окном – заснеженные деревья. Камера приближается к кокону. Максимальное увеличение. Теперь нам понятно, что это – гнездо, с отдельной спальней для паучьей пары и кладовой, в которой лежат консервированные мухи.
– Всю зиму лицедеи проводят, укрывшись в коконе. Большую часть времени они спят, лишь изредка просыпаются, чтобы исполнить супружеский долг и немного закусить. Ранней весной взрослые пауки покидают кокон и садятся в засаду. Но сейчас они не представляют опасности для мух: измученные зимовкой и продолжением рода, они лежат неподвижно день, другой. Вскоре им уже не нужно притворяться мёртвыми. Налетает ветер и уносит прочь то, что было когда-то пауком-лицедеем. Или хозяйка, наводя порядок, сметает его вместе с пылью.
Действительно, налетает ветер и уносит с подоконника и соринки, и пыль, и пауков. Но кокон висит на своём месте: его построили крепко.
– Молодые паучки выходят из кокона в середине мая. Они уже давно доели то, что оставили им родители, и теперь готовы охотиться сами. Всё лето они будут ловить мух, чтобы к осени построить кокон, дать жизнь новым паукам-лицедеям и ранней весной навсегда покинуть этот мир.
Так протекает жизненный цикл героя нашей сегодняшней программы. Подумать только, как это крошечное членистоногое, с давних времён живущее рядом с человеком, похоже на нас с вами!
В кадре – берег Невы, в районе Петропавловского пляжа. На берегу сидит ведущий сериала «Загадки археологии» и приветствует зрителей:
– Сегодня, уважаемые господа, мы с вами попробуем разгадать тайну древних экивоков. Это племя, жившее многие тысячи лет назад на Заячьем острове, который ныне занят Петропавловской крепостью.
Крупный план. Вот крепость, вот пляж. Вот – маленькая чёрная точка. Это – ведущий.
– Экивоки не изобрели письменности и не оставили по себе никаких культурных памятников. Они даже колесо выкрали у соседей – но не сразу поняли, как им пользоваться. Несколько десятков лет экивокские жрецы думали, что колесо – это символ солнца, которому надо поклоняться. Вот как выглядело обычное утро в племени экивоков.
Мы видим сцену, разыгранную современными актёрами, которых для убедительности замотали в звериные шкуры и вымазали разноцветной глиной. Из пещеры, построенной в павильоне, потягиваясь, выходят охотники, вооруженные камнями и дубинами. Лохматый старец, завывая то на очень высоких, то на слишком низких нотах, выносит колесо и катает его по очереди вокруг каждого мужчины. Те терпеливо дожидаются окончания представления. Утомившись, старец ложится спать прямо у входа в пещеру, подложив колесо под голову. Охотники, перехватив поудобнее дубины и булыжники, скрываются за кадром.
Из пещеры выходят женщины, садятся прямо на землю и смотрят вслед ушедшим.
– Так они будут сидеть, пока мужчины не вернутся. Экивоки считали, что тот, кого не ждут дома, с охоты не возвращается, – поясняет ведущий.
Наступил день. Женщины всё ещё сидят и смотрят. Старик проснулся, перевернулся на другой бок, поудобнее подложил под голову колесо и задремал опять.
– Удача не всегда сопутствовала экивокам. Иногда, вместо долгожданного вепря, они приносили в родную пещеру нескольких мёртвых товарищей.
Вечер. Из-за кадра появляются усталые охотники. Они несут на носилках, срубленных из неошкуренных сосновых стволов, тела соплеменников, погибших в схватке с вепрем. Длинноволосый старик просыпается, прикрывает голову колесом и убегает в темноту.
– В таких случаях было принято считать, что погибли наименее ценные члены племени, которых дома никто не ждал.
Женщины разводят огонь, выкатывают из пещеры медные котлы, кидают в них всё, что осталось от прошлой охоты. Тем временем охотники уносят погибших товарищей за кадр.
Когда ужин готов, возвращается старик с колесом и требует свою порцию.
– Так продолжалось до тех пор, пока новый шаман экивоков не вздумал упростить утренний обряд благословения солнцем. Он вырезал ещё три колеса вдобавок к первому, доставшемуся ему от предшественников, и начал катать их вокруг охотников. Дело пошло быстрее.
Мы видим молодого длинноволосого шамана, довольно симпатичного. Он быстро-быстро катает колёса вокруг охотников, похлопывает мужчин по плечу, видимо, говорит им какие-то ободряющие вещи.
– Новый шаман был слишком молод, поэтому он не мог спать целыми днями, как подобало настоящему шаману экивоков. Однажды, перебирая символы солнца, он догадался насадить колёса на ось и изобрёл телегу.
Мы видим ту же пещеру. Женщины сидят у входа и смотрят за кадр – туда, где скрылись охотники. Молодой шаман – длинноволосый, и почти ещё не седой – что-то мастерит.
– С появлением телеги дела у экивоков пошли на лад. Они полностью уничтожили соседей, у которых некогда выкрали колесо. К счастью, соседи успели оставить после себя наскальные свидетельства подвигов и злодеяний экивоков.
В кадре – исторический валун, испещрённый символическими изображениями людей и телег на больших колёсах.
– Следующие несколько десятков лет жизни экивоков покрыты тайной. Предполагается, что молодой шаман усовершенствовал телегу до летательного аппарата.
Знакомая уже пещера. Женщины ждут охотников. Солнце клонится к закату. Седой старик, не утративший бодрости, при помощи каменного топора мастерит вертолёт.
– Вскоре на место уничтоженных соседей пришли новые. У них была и культура, и письменность, и колесо. И – железное оружие, какого ещё не знали экивоки. Более развитые соседи начали теснить племя – хотя оно и так обитало на острове, и тесниться могло только в сторону реки. Однажды экивоки, не выдержав давления железных людей, погрузились в летающую телегу и покинули эти места. Что с ними стало дальше – история умалчивает. Возможно, они нашли земли, в которых не было агрессивных соседей, владеющих железным оружием и письменностью. Уже в наше время на одном из археологических памятников Южной Америки найдено изображение летящей по небу телеги с людьми.
На экране – каменная табличка с узорами. Телегу с людьми на ней не разглядеть, но мы верим ведущему на слово.
– Возможно, это всего лишь совпадение. Но других следов таинственного народа экивоков ученым так и не удалось найти. Кто-то считает, что их никогда не существовало, а на месте предполагаемой стоянки племени находилось капище их соседей, поклонявшихся колесу.
Пролить свет на эту загадку помогло бы племя изобретателей железного оружия, прогнавшее экивоков с их исконных земель. Но железные люди не оставили после себя подробных записей: их потеснило племя, приручившее диких собак. Повелителей собак в свою очередь смело племя, научившееся объезжать коней. Коневоды вскоре ушли на восток, скрываясь от изобретателей гончарного круга. Тех сменили земледельцы. Так прогресс утверждал себя на этих землях. Пока не пришел Пётр I, который мудро разрешил многовековые споры различных племён в свою пользу.
В кадре – Петропавловская крепость.
– Но хочется верить, что однажды ученым удастся узнать судьбу экивоков. Может быть, они, не найдя приюта, так и летают над землёй, в поисках мест, не тронутых цивилизацией. И знаменитые НЛО – это всего лишь усовершенствованные летающие телеги.
В кадре, сменяя друг друга, появляются изображения летательного аппарата – от самого древнего до современного. Как знать – возможно, все они действительно подарены нам загадочными экивоками.