Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Wesak, Сага Дава. Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния второго месяца лунного календаря, он выпадает на конец мая - начало июня календаря григорианского.
Индийское название этого месяца - санскр. вишакха, пали весак - закрепилось и за этим праздником. Он посвящен трем самым главным событиям жизни Будды Шакьямуни: его Рождению (Джаянти), Просветлению (Бодхи) и Уходу в Нирвану (Паринирване). Между первым и последним событиями прошло 80 лет; Просветленным он стал в 35 лет. Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество.
Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В это время во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, - они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов расставляются масляные лампадки - вокруг священных деревьев и ступ. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).
Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность Учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам. После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки, чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.
В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.
Созерцать виновника торжества
Слушать о виновнике торжестваВизуализировать виновника торжества(каждый аспект представляемого образа состоит из света - он прозрачен, неосязаем и лучезарен)
Представьте мысленно, что на уровне Вашего лба на расстоянии примерно два метра перед Вами находится большой золотой трон, украшенный драгоценностями и поддерживаемый на каждом углу парой снежных львов. На троне лежит раскрытый лотос, на нем два диска - луны и солнца (один на другом). На них восседает тот, кто является воплощением всеведущего сознания всех Будд, то есть - высший Учитель в аспекте Гуру - Будды Шакьямуни, очистивший все загрязнения психики и обретший все совершенные достижения. Его тело соткано из золотого света, на нем шафрановые одежды монаха. Он сидит в ваджрной (лотосовой) позе. Ладонь его правой руки покоится на правом колене, пальцы касаются подушки-луны, символизируя его великий контроль над Марой -сыном божества. Его левая рука лежит на колене в жесте сосредоточения, держа чашу, полную нектара, умиротворяющего Мару - Князя смерти и Мару совокупностей круговерти - сансары. Этот нектар - лекарство для излечения нас всех от наших омрачений психики и других помех. Прочувствуйте, что здесь перед Вами находится настоящий Будда.
Лицо Пробужденного прекрасно, его любящая улыбка и сострадательный взгляд направлены на Вас и одновременно охватывают всех живых существ. Он свободен от всяких оценок, от критических мыслей и принимает вас такими, какие вы есть. Его глаза удлиненные, продолговатые и совершенно умиротворенные. Его губы красные, а мочки ушей вытянутые. Его волосы имеют темно-синий цвет, и каждая волосинка сама завивается в направлении по часовой стрелке. Каждая особенность его святого тела воплощает определенный аспект его всеведущего ума. Он есть высшее Прибежище, содержащее в себе Учителя, Будду, Учение и Общину.
Визуализируйте, что свет и потоки нектара, белые по цвету, струятся, проистекая из сердца Гуру - Будды Шакьямуни, и проникают в Ваше тело, речь, ум, очищая недуги, вред духов, дурную карму и омрачения. Все это вымывается из Вас наружу, точно как бывает с грязью при стирке одежды. Также Вы можете визуализировать, что все живые существа пребывают на очень большом диске луны в Вашем сердце, и что Вы очищаетесь вместе с ними. Проделывайте эту визуализацию в течение времени начитывания мантры Гуру Будды Шакьямуни 50 или 100 раз.
Таята - ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СОХА
Представьте, что Будда совершенно удовлетворен Вами, потому что Вы делаете свою жизнь осмысленной. Затем визуализируйте, что Будда растворяется в свете. Свет собирается в Вашем межбровии, и так благословляется Ваше тело, речь и умПоследние слова виновника торжестваОн снял одеяние, прикрывающее верхнюю часть Его тела, и сказал:
«О бхикшу, очень трудно встретиться с явленным Буддой. Истины Дхармы и Виная, возвещенные Мною и данные Мною, — вот кто после Моего Ухода да станет вашим Учителем».
И добавил: «Будьте светильниками сами для себя».
Последние слова Будды Шакьямуни были: «Всё обусловленное, о бхикшу, преходяще и подобно иллюзии. Стремитесь неустанно к своему Освобождению...»